СУФИЗМ
Слово
"Суфизм" в
соответствие с греческой и
арабской этимологией означает Мудрость
для одних и Чистоту для других, но ясно, что
обе концепции выражают одну и ту
же Истину. Мудрость существует только
там, где ум очищен от предвзятых
идей, тяжести догм и угрызений совести.
Касаясь основ суфизма можно сказать, что
они такие же
древние, как концепции мудрости
и чистоты, которые вдохновляли
всех последователей благочестивых
культов на протяжении веков.
Суфизм есть квинтэссенция
всех религиозных
идеалов, и,
входя в течение различных периодов
истории в
большие культурные
и религиозные течения,
он все
же не
терял своей
собственной универсальной
индивидуальности.
...
Цель
суфия --
освобождение человеческой
порабощенной души из границ концепций
"Я" и "Мое",
сливаясь в
экстазе с духовным
Идеалом. Душевная
свобода может быть такой же мирной, как этот
Идеал, но суфий
ясно осознает, что до тех
пор, пока
существуют ограничения
дуализма, что
выражено в
концепциях "Я"
и "Мое", душа не может быть
действительно свободной.
Этот парадокс преодолевается через
осознавание того, что
концепции "Я"
и "Мое" есть только иллюзии.
То,
о чем
мы думаем
как о
"Я", есть
просто наше
восприятие индивидуального существа,
функционирующего как
часть большой сети. Точно
также капля воды является
индивидуальностью только тогда, когда она
выглядит как капля.
Но если капля
возвращается в океан,
она становится
океанской водой. Поэтому
для суфия идеал,
который
освобождает душу из
ее границ,
является, фактически,
прообразом его собственной
души, истинной
душой, которая не знает ни "Я" ни
"Мое".
Среди бесчисленных
целей наших
жизней, которые, тем не менее, не могут быть
достигнуты за целую
жизнь, основными идеалами,
позволяющими сохранить баланс между
телом, умом,
сердцем и душой являются те, которые
относятся к концепциям собственно жизни,
таким, например,
как желание
полноты жизни,
поиски знания, желание обладать силой,
стремление к счастью и необходимость
мира.
Решая
вопрос, может или нет
материальный идеал привести
к духовной цели,
можно сказать,
что рассматривая это
с точки зрения "Божественного Плана",
даже материальный
идеал может
являться конечным
проводником духовного
идеала. Поэтому,
каждое усилие по
выполнению своего
жизненного предназначения,
носит ли оно материальный
или духовный характер, делается
сознательно или бессознательно, приводит
человека шаг за шагом
к конечной цели. Более
того, этот
процесс может быть рассмотрен как скромный
вклад в выполнение
"Божественного Плана",
поскольку мироздание в целом находится
в постоянном состоянии формирования в
соответствии с основной целью.
.....
Другим предметом,
находимым в учении суфиев,
является алхимия счастья, которая,
как мы
знаем из
народных сказок, заключается
в использовании
магической формулы
для превращения
металлов в
золото. Эта
мистическая легенда
прекрасно символизирует основной
принцип Внутренней
Школы суфиев, где
уделяется глубокое
внимание важности
преобразования сильного
эго человека в
скромную позицию
уважения, пробуждению
сердца человека
к осознанию оказанной
ему чести являться
воплощенным "Храмом Бога", излучая
Божественную Любовь на всех, кто встретится
на его пути.
Это
внутреннее осознание
может быть
развито лишь при прохождении
тернистого пути,
названного "Искусством
индивидуальности".
Это требует
постоянных усилий
по выковыванию
характера в
наглядный пример
любви, гармонии и красоты, для
того, чтобы человек
мог быть носителем счастья. На счастье
любое существо имеет право от рождения,
хотя человек не всегда может осознать
законы счастья. Они
учат человека, что
счастье возможно
только тогда, когда человек становится
источником счастья для других.
Но каким образом это
может быть
достигнуто? Стараясь оценить, что
же есть хорошего
в другом
человеке, и
быть выше того,
что приводит
в раздражение, когда другие не согласны
с твоими воззрениями;
пытаясь понять точку зрения
других, будучи терпимым
к их
убеждениям, даже
если они
противоположны твоим собственным; стараясь
уклоняться от суждения о чувствах других
людей, в особенности тех, кого любил;
пытаясь не обращать внимания на
собственные неудачи,
так же, как
и на неудачи других,
потому что даже в падении
существуют скрытые камни, по которым
можно взойти на более высокий
уровень осознания бытия; стараясь
настроить себя на
ритм всех тех, с кем мы встречаемся, и в чьем
обществе может оказаться скрытое
руководство, так как оно может быть
заключено во всем, что случается в жизни,
подводя человека к экстазу Божественного
Присутствия.
Из
книги Хидаят Инаят Хана "Учения суфиев"
|